Научная статья на тему 'Что век грядущий нам готовит: здоровое завтра библиотеки сегодня? (отклик на постановочную статью Ю. В. Гушул, И. А. Коженкина, К. Б. Лавровой)'

Что век грядущий нам готовит: здоровое завтра библиотеки сегодня? (отклик на постановочную статью Ю. В. Гушул, И. А. Коженкина, К. Б. Лавровой) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА БУДУЩЕГО / ПОСТДУХОВНАЯ ЭПОХА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЧИТАТЕЛЬ / LIBRARY OF THE FUTURE / POST-SPIRITUAL ERA / FORECASTING / PROJECTION / READER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Исмаилов Анвар Юрьевич

Утверждается, что проект будущего библиотеки напрямую связан с ее существованием на данный момент. Библиотека как культурный феномен современности рассмотрена в рамках происходящих процессов в мире, государстве и в обществе. Обозначена предполагаемая тенденция ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT THE FUTURE PREPARES FOR US: HEALTHY TOMORROW OF THE LIBRARY TODAY? (Response for the problem-defining article by Y. V. Gushul, I. A. Kozhenkin, K. B. Lavrova)

The article states that the project of the future of library is directly connected with its existence at present. As a cultural phenomenon of the present the library is considered within the processes occurring in the world, in the state and in society. The article has defined the estimated tendency of its development.

Текст научной работы на тему «Что век грядущий нам готовит: здоровое завтра библиотеки сегодня? (отклик на постановочную статью Ю. В. Гушул, И. А. Коженкина, К. Б. Лавровой)»

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОЙ БИБЛИОТЕКИ

ОБСУЖДЕНИЕ

«Библиотеки, как и “толстые журналы ”, за последние 20-25 лет фактически превратились в другую институцию. Нынешние метаморфозы мучительно переносятся теми, кто привык к прежнему состоянию вещей. Но открываются и новые возможности - их только надо находить». Высказанное мнение известного социолога Бориса Дубина1 предворяет материалы нашей рубрики в этом номере журнала; мы полностью с ним солидарны. Действительно, информационное общество предъявляет повышенные требования к человеку, который должен быть в этом обществе преуспевающим самостоятельным профессионалом, собственная активность, неуспокоенность которого и неустанные поиски места в профессии гарантируют ему востребованность в профессиональном сообществе, место в социуме.

Еще одну причину необходимости внутреннего противодействия изменениям, диктуемым антигуманным к человеку информационным обществом, формулируют историки, напоминая нам картины эпохи римского упадка (так похожие на действительность XXI в.) и формулируя риторические фразы, провоцирующие собственную рефлексию: «Людей образованных и серьезных избегают как людей скучных и бесполезных. Даже те немногие дома, которые в прежние времена славились серьезным вниманием к наукам, теперь погружены в забавы позорной праздности, и в них раздаются песни и громкий звон струн. Вместо философа приглашают певца, а вместо ритора - мастера потешных дел. Библиотеки заперты навек, как гробницы, зато сооружаются водяные органы, огромные лиры величиной с телегу, флейты и всякие громоздкие орудия актерского снаряжения. Через десятилетия Рим рухнул.»2

Формируемые новые модели социальности, новая сетевая идентичность возвышают ли человека, «передоверившего электронным технологиям бремя познания и укрощения бытия»3, втягиваемого в шаблонные жанры массовой культуры? Какие стимулы могут приостановить превращение Homo sapiens в Homo informations? в «умные толпы»? в клиента Всемирного виртуального интерактивного супермаркета? в Netizen? в ресурс, качество которого призвано соответствовать императивам информационного общества? Ведь (и мы все более убеждаемся в этом): доступ к пользованию благами цивилизации и творческое участие в их созидании - совсем не одно и то же.

Ю. В. Гушул

1 Борис Дубин: «В московских библиотеках читают пионеры и пенсионеры». Известный социолог -о «хорошей интеллигентской литературе» и читателях из Новохоперска [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/546336. Дата обращения: 08.05.13.

2 Александрова-Зорина Е. Дух времени [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.snob.ru/profile/26949/blog/60117. Дата обращения: 08.05.13.

3 Савицкая Т. Е. Киберкультура в эпоху «умных толп»: новый социальный заказ // Обсерватория культуры. 2011. № 4. С. 37.

85

УДК 02

А. Ю. Исмаилов

ЧТО ВЕК ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ:

ЗДОРОВОЕ ЗАВТРА БИБЛИОТЕКИ СЕГОДНЯ?

(отклик на постановочную статью Ю. В. Гушул, И. А. Коженкина, К. Б. Лавровой)

Утверждается, что проект будущего библиотеки напрямую связан с ее существованием на данный момент. Библиотека как культурный феномен современности рассмотрена в рамках происходящих процессов в мире, государстве и в обществе. Обозначена предполагаемая тенденция ее развития.

Ключевые слова: библиотека будущего, постдуховная эпоха, прогнозирование, проектирование, читатель

The article states that the project of the future of library is directly connected with its existence at present. As a cultural phenomenon of the present the library is considered within the processes occurring in the world, in the state and in society. The article has defined the estimated tendency of its development.

Keywords: library of the future, post-spiritual era, forecasting, projection, reader

Объективное представление о будущем (некий футурологический проект), а тем более его оценка, имеют спекулятивный характер большей или меньшей степени. Любые позитивные и негативные предположения в той или иной мере субъективны, а значит, несут в себе как минимум мировоззренческие установки автора проекта, идеологическую надстройку, смысложизненные (ценностные)

ориентиры. К этому необходимо добавить многовариантность самого будущего, наступление которого зависит от такого количества политических, экономических, социальных, культурных, природных и других факторов, что даже панорамное их представление - непосильная задача и для целого исследовательского сообщества.

Однако гносеологический оптимизм в отношении грядущего может заключаться в следующей методологической установке: еще не-состоявшиеся события произойдут, если здесь и сейчас созрели и есть (созданы) условия для их возникновения и развития. А это значит в практическом применении, что наши размышления о библиотеке будущего должны быть проложены в плоскости существования библиотеки сегодняшней. При этом возникают сразу несколько уровней разнопорядковых абстракций, требующих своего конкретного (индивидуального) рассмотрения: библиотека в

мировом пространстве, функционирование библиотеки в национальных и государственных рамках, библиотека регионального значения, библиотека и гражданское общество, библиотека и человек, виды библиотек и прочее.

К этому нужно добавить, что библиотека одновременно как культурный феномен встроена в процессы, происходящие в обществе, и как объект неприродного (искусственного) происхождения - связана с самим человеком. А это значит, что библиотека находится в прямой зависимости от тех условий, в которых существует сам человек. В рамках таких отношений человек-читатель становится одной из центральных, если не ключевых, фигур процесса построения библиотеки будущего.

Предлагаемые в работах российских и зарубежных исследователей метаморфозы библиотеки в виде бесплатного интернет-кафе, культурно-досугового центра, места встречи с самим собой (одиночеством?) и т. д. - есть не библиотека; либо, смягчив такую мысль, можно говорить о предлагаемых вариантах диверсификации библиотеки. Но библиотека не должна рассматриваться как единица экономической деятельности. Наши предшественники, не менее рациональные существа, хотя, быть может, не такие прагматичные, образовали первую библиотеку как централизованное хранилище человеческого опыта, с целью последующего

86

его накопления и передачи. С момента ее широкой доступности библиотека стала называться народной. Чуть позже к этим важнейшим культурным функциям аккумулирования знаний и их передачи, осуществляемых библиотекой, явственно добавилась, собственно, существовавшая всегда имманентно, еще одна - идеологическая, на том или ином этапе развития общества выдвигаемая правящими структурами на первый план ради достижения собственных интересов конкретной группы общества (как показала история - не всегда гуманных).

Сегодняшнюю постдуховную эпоху [2], в которую готово войти или даже уже мчится человечество, можно охарактеризовать следующим.

Постиндустриализация, компьютеризация, интернетизация, информатизация, гаджеты, виджеты и прочее есть процессы и продукты, определяющие суть информационного общества. Статистика на этот счет впечатляющая. Так, на конец 2007 г. в мире хранился общий объем информации в размере 295 экзабайт (примерно 1,2 млрд жестких дисков). В период 2005-2008 гг. человечество произвело информации больше, чем за всю историю своего предшествующего существования. К 2020 г. объем данных увеличится в десятки раз и составит плохо представимую цифру в 35 зетта-байт. Исследователи подсчитали, что если бы хранимая информация нашла свое выражение только в традиционной книжной форме, то ей можно было бы уложить всю территорию Китая или США в три слоя [5]. При этом наша страна занимает 58-е место в рейтинговой оценке процессов продвижения к информационному обществу. Ее оценивают в том числе по таким критериям, как «электронная готовность» (образовательный уровень населения, развития инфраструктуры и информационных сервисов) и «электронное участие» (степень открытости государства для взаимодействия с гражданами через Интернет) [8, с. 14].

Иная форма бытия человечества (информация) приходит уже не только и не столько в текстовой форме. Технологии переработки и передачи информации не стоят на месте. Все

большие позиции завоевывает информация, отличная по своей форме от традиционной (текстовой). Какую долю всего традиционного массива переработала и готова вместить в себя сегодняшняя библиотека? Насколько она готова работать с новыми формами представления и передачи информации? Не будет преувеличением сказать, что Всемирная сеть становится определяющим источником поступления информации, по крайней мере, для подрастающего поколения. Уже сегодня многие из них хранят собственную информацию в Интернете, доступ к которой возможен из любого места и в любое время, удобных в первую очередь им самим. Глобальная сеть как централизованное хранилище различной информации, с доступностью практически из любой географической точки, явно и чаще несравнимо лучше выполняет те функции, которые еще совсем недавно были закреплены в качестве основных за одной лишь библиотекой. По самым смелым оптимистичным и амбициозным прогнозам к 2025 г. «привязанными» ко Всемирной паутине будут 5,5 млрд человек [4, с. 29].

Отдельного внимательного рассмотрения и оперативного решения требуют такие вопросы, как содержание, качественное наполнение информации. Юридические вопросы, связанные с правовым регулированием интеллектуальной собственности, на сегодняшний день решаются пользователями, читателями, как индивидуальными, так и коллективными, различными способами (по совести, на свой страх и риск, законопослушнически).

Остается еще зазор, связанный, с одной стороны, с поиском уникальной, качественной специализированной литературы и информации по определенной теме и, с другой стороны, с тем количеством информации и с тем, что (качественно) можно найти в Глобальной сети. Однако этот зазор имеет тенденцию к уменьшению. Проблемным моментом выступают и сами знания, которые утрачивают или утратили свой аксиологический статус (знания как ценность), все больше приобретая исключительно прикладной, если не сказать утилитарный характер.

87

Глобализация, демократизация, свободные выборы, либерализация, квазиполитизация определяют существование капиталистических отношений, прикрываемых политкорректными, идеологическими и театрально открытыми терминами и фразеологизмами наподобие «рыночная экономика», «рыночные отношения», «оптимизация» и прочее. Библиотеку, как она есть сегодня, вовсе не назовешь рыночным инструментом. Наряду с этими процессами идут научно-техническая революция, роботизация, технологизация, автоматизация. Следует учитывать, что в ближайшие 20 лет людям потребуется продовольствия на 50 % больше, нежели требуется сейчас, электроэнергии - на 45 %, питьевой воды - на 35 % [1]. Все это требует огромных финансовых затрат, а значит положение, связанное с государственной поддержкой библиотек, вряд ли изменится в перспективе, тем более, учитывая принадлежность библиотеки к нонпрофитной сфере. Кроме того, ее важная в недавнем прошлом идеологическая функция (нужно понимать достаточно широко) уже окончательно отдана телевидению и прочно обосновалась в Интернете, где пользователь чаще всего имеет дело не с фактами, а с их интерпретацией. Космонизация и урбанизация, гомогенизация и феминизация на фоне объективно созданного потребительского общества, в котором человек с его тотальным отчуждением и автономизацией обречен жить в эпоху не-прекращающихся реформ, политических, экономических, экологических и иных глобальных кризисов, практически подытоживают картину современной нам цивилизации. Осталось сделать первоначальный анализ современного читателя.

Представить себе в настоящее время толпы активных читателей и библиофилов, осаждающих библиотеку, невозможно. Сегодня читатель (пользователь контента, потребитель продукции - от изменения наименования добросовестный читатель не станет менее добросовестным) - явление разноликое, и классификаций к нему можно привести множество. Здесь, думается, уместным будет привести в качестве небольшого примера концепцию

Э. Фромма [7], разработанную в отношении индивидуального бытия человека, - быть или иметь. С одной стороны, независимость, свобода и наличие критического мышления, продуцирующие модус бытия (максимальное использование своих внутренних потенций), с другой - ориентация на обладание (модус обладания), в том числе и информацией с ее носителями. Во втором случае мы и получим библиотеку с читальным залом, где вместо книг - компьютеры с бесплатным выходом в Интернет. Только тогда это уже не библиотека? Продолжаем рассуждать и сопоставлять: добросовестный читатель против не менее добросовестного пользователя контента, потребителя услуг; нравственное поступление или прагматическое действие; чтение, предполагающее общение (я и мой Толстой, я и мой автор, я и ты) как диалог событийности или поверхностное, экстенсивное «окучивание» как можно большего из потоковой информации.

Между тем сам человек в информационном обществе... глупеет! К такому выводу пришел профессор Стэнфордского университета Джеральд Крэбтри [6]. Такое умозаключение можно (и хочется) назвать спорным. Однако современное образование, продуктом которого является высококлассный специалист узкого профиля, чьи знания (сознание) фрагментарны, у которого отсутствует любознательность вообще, но имеется лишь смоделированный интерес к чему-то сугубо конкретному, вызывает самые серьезные опасения. Кроме того, наличие внешнего по отношению к человеку, которое успешно заменяет ему память, а значит, и часть интеллекта, тепличные условия, нейтрализующие закон выживания сильнейших и адаптированных, и многое другое - являются теми факторами, которые объективно сужают необходимость активной мыслительной деятельности. В том случае, если основанием для такого вывода ученому послужили доступные лишь ему эмпирические данные, то, с учетом западнизации современной России, аналогичной характеристики в скором времени можно будет ожидать и в отношении отечественного читателя. Добавим к этому доклад, опублико-

88

ванный Фондом ООН в области народонаселения (UNFPA). В нем, в частности, сказано, что человечество стареет быстрыми темпами. В 2022 г. число людей старше 60 лет превысит миллиард, а к 2050 г. пожилых людей будет больше, чем детей младше 15 лет [3].

Подведем краткий итог сказанному. Первое. Социум обладает библиотекой, основные функции которой выполняют сегодня и иные социальные и культурные коллективные субъекты. Сама библиотека в свою очередь выполняет функции, ранее ей менее свойственные, которые исторически были главными для иных социальных и культурных коллективных субъектов (дворцов культуры, домов пионеров, развлекательных и культурно-досуговых цет-ров). Второе. Отсутствие должной поддержки со стороны государства и перспектива дальнейшего уменьшения оного. Третье. Стареющий и глупеющий читатель в недалекой пер-

спективе. Все это - на фоне глобального кризиса, проходящего по двум генеральным линиям: человек - общество - государство и человек - природа. Такие вопросы, как быть библиотеке государственной, приватизированной или общественной; ориентированной на конечного пользователя или активно формирующей своего читателя; оставаться ей отраслевой или универсальной; выполнять идеологическую функцию или быть «беспартийной», и многие другие остаются открытыми. Все это умещается в модное на сегодня слово вызовы.

В заключение хотелось особо выделить тот важный момент, что наши размышления о будущем как таковом содержат прогнозирование, в самом широком смысле понимаемое как теоретический аспект вопроса, и проектирование, связанное с эмпирикой, что может пониматься как практическая сторона вопроса о будущем библиотеки.

1. Василенков, С. ООН: мир переживает кризис эволюции [Электронный ресурс] / С. Василенков // Pravda.ru. - Режим доступа: http://www.pravda.ru/world/restofworld/22-01-2013/1142471-oon-0/. - Дата обращения: 20.05.13.

2. Зиновьев, А. А. Глобальный человейник / А. А. Зиновьев. - М.: Центрполиграф, 1997. - 459 с.

3. Население Земли в XXI веке продолжает стремительно стареть - доклад ООН [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа: http://ria.ru/society/20121001/763536856.html. - Дата обращения:

20.05.13.

4. Савицкая, Т. Е. Интернет в 2025 году: развитие, стагнация, коллапс? Размышление в свете новых про-

гнозов / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. - 2012. - № 1. - С. 25-30.

5. С 1986 года человечество произвело 295 экзабайт уникальных данных [Электронный ресурс] / [ред. ст.] // SciLog.ru. Научно-аналитический форум [Сайт]. - Режим доступа: http://www.scilog.ru/v,iewtopic.php?id=14340. -Дата обращения: 20.05.13.

6. Ученые: в ходе эволюции человечество становится глупее [Электронный ресурс] // Pravda.ru. - Режим доступа: http://www.pravda.ru/news/interesting_news/15-11-2012/1134894-evolution-0/. - Дата обращения:

20.05.13.

7. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2007. - 126 с.

8. Швецов, А. Н. «Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России /

А. Н. Швецов // Российский экономический журнал. - 2010. - № 5. - С. 3-33.

Сдано 06.05.2013

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.